Чтобы этого избежать, реджио-педагогика предлагает помогать ребенку в его развитии, а не подгонять его под общие для всех требования.
Это почти партнерство: педагог относится к маленькому человеку со вниманием и уважением, поощряет его задавать вопросы и не спешит предлагать готовые ответы, побуждая размышлять и фантазировать; не торопит, не смотрит на него свысока.
Учебных планов в этих детских садах нет: все дети разные, а значит, написать такой план не получится. Обучающая помощь педагога должна определяться сегодняшними интересами и потребностями каждого ребенка. Объектом совместного изучения в детских садах становятся природные и социальные явления, предметы, созданные человеком и т. д. Едва ли не любая ситуация может быть педагогической, то есть давать повод к познанию, размышлению и поиску.
Вот как об этом рассказала Newsweek: «Лука, ему 4 года, приклеил настоящие листья к дереву на своей картине. Он выбрал один листик из корзины высушенных растений и цветов. “Ты заметил, что лист выглядит по-разному сзади и спереди?” – спросил его учитель, показывая ему разную фактуру и прожилки. Лука изучил обе стороны, прежде чем решить, какая из них лучше всего подходит для его картины».
Такой подход требует от педагога постоянного профессионального развития, и на это сотрудникам детских садов отводят специальное время. Воспитатели вместе обсуждают происходящее, работают с педагогом-куратором, обмениваются опытом с коллегами из других городов.