Технология «Говорящая стена». Теория и практика
«Послушайте – и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймете».
Конфуций
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику детских садов. Главное - не просто передать знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «Говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.
Цель технологии «Говорящая стена» :
Создание условий для полноценного развития дошкольников по
всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными
особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.
Задачи технологии «Говорящая стена» :
• Создать атмосферу эмоционального комфорта.
• Создать условия для творческого самовыражения.
• Создать условия для проявления познавательной активности детей.
• Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.
Суть технологии «Говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене (стенах) изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки. В качестве крепления может использоваться самоклеящаяся лента липучка. «Говорящую стену» можно использовать, как элемент любой НОД, она помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.
Образовательные возможности «Говорящей стены» :
• Интерактивность.
• Информационная доступность.
• Возможность интеграции образовательных областей.
• Облегченная трансформация учебного материала.
• Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль (основная проблема нехватка пространства, воспитатели хотят разместить в группе зоны для разных видов деятельности, но не имеют для этого нужного пространства).
• Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей стены».
• Способ организации самостоятельной деятельности детей.
• Способ сенсорного развития.
• Использование в режимных моментах в течении всего дня.
• Более эффективное усвоение вариативных программ.
• Подготовка к обучению грамоте.
• Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.
Так же в работе с детьми можно использовать разнообразные игры на «Говорящей стене», например:
• Игры на развитие изобразительных способностей: младших группах - «дорисуй лучики солнышку», «нарисуй дорожку»; старших группах - «дорисуй человечка».
• Игры по ФЭМП: средних группах - «подбери по размеру», «выложи столько же, сколько…», «расставь от низкого до самого высокого»; старших группах - «найди соседа», «подсчитай и найди гараж для машины», «выложи в соответствии с цифрами», «больше или меньше», «посчитай и запиши».
• Речевые игры с элементами обучения грамоте: младших группах - «кто как кричит», «скажи словечко»; средних группах - «что сначала, а что потом», «что лишнее»; старших группах - «составь слово», «какой первый звук в слове», «найди пропущенный слог», «сложи букву».
• Логические игры: средних группах - «что сначала что потом», «что лишнее»; старших группах - «соотнеси геометрическую фигуру с предметом, «лабиринт» и др.